Советы
Как выбирают уличные замки для калиток, советы и рекомендации специалистов

Безопасность является одним из самых главных условий проживания на той или иной территории. Жилье, в которое могут без труда проникнуть посторонние лю...

Виды ворот, распашные конструкции из профлиста и профиля

В последнее время наблюдается настоящий бум частного домостроения в России. И одним из важных этапов строительства и организации приусадебного участка является его ограждение. Оно позволяет сохранить границы участка и защищает от проникновения нежелательных гостей внутрь территории. Самым популярным видом ограждения является забор из профилированного металлического листа. Но не менее важно сделать при этом удобный и надежный въезд на участок. И здесь все также большей популярностью пользуется профлист.

Ограждение из профлиста

Ограждение из профлиста

Распространенность данного материала при изготовлении забора, ворот и калитки обусловлена большим количеством преимуществ. При этом он позволяет реализовать множество видов конструкций практически любых размеров и конфигурации.

Различные виды конструкций

Использование профилированного металлического листа позволяет реализовать два основных вида конструкций ворот: сдвижные (откатные) и распашные. В откатном типе, в основном, используется одна створка, а вот в распашных больше распространена двустворчатая конструкция.

Откатные одностворчатые ворота

Откатные одностворчатые ворота

Откатные ворота представляют собой сплошное полотно, которое сдвигается вдоль забора в одном или другом направлении по специальным полозьям, с помощью роликового механизма. Направляющая балка, по которой перемещается рама створки, может располагаться как сверху, так и снизу. Преимуществами данной конструкции являются:

  • Компактность. Так как створка перемещается вдоль забора, то при открывании она не требует дополнительного пространства;
  • Универсальность ориентации. В зависимости от потребности створка может откатываться как в правую, так и в левую сторону;
  • Возможность оснащения системой автоматического открывания. Для этого ставится специальный привод, работающий от электрической сети.

Откатная система, прежде всего, применяется в условиях ограниченности пространства. К примеру, дачные проезды бывают узкими, поэтому в них целесообразно делать именно сдвижные варианты. Тем не менее, откатная конструкция является не простой в изготовлении, особенно при отсутствии опыта подобных работ. Здесь нужно ровной сделать большую створку, ширина которой может быть 6 и более метров. Кроме того нужно выбрать правильную направляющую и ролики в зависимости от веса створки.

Сдвижная конструкция

Сдвижная конструкция

Распашная конструкция намного проще и сделать ее может практически каждый без специальной подготовки.

Распашная конструкция

Распашная конструкция

Ее основными плюсами являются:

  • Простота конструкции. Подобная схема проста в изготовлении, так как кроме самой рамы в ней присутствуют только обычные петли;
  • Более низкая стоимость. Так как в ее устройстве отсутствуют дорогие элементы (роликовая система, направляющая), то и стоимость ее заметно ниже;
  • Долговечность. Долгий срок эксплуатации при правильном монтаже и уходе обеспечивается простотой конструкции. В ней, кроме петель, просто нечему ломаться, к тому же, качественные петли служат не один десяток лет. А вот в сдвижных аналогах самым слабым местом являются ролики, которые изнашиваются в первую очередь;
  • Возможность дооснащения. Так же как откатные распашные конструкции могут быть оснащены системой автоматического открывания/закрывания.
Распашные ворота с автоматическим открыванием

Распашные ворота с автоматическим открыванием

Открывание может осуществляться как наружу, так и внутрь, в зависимости от необходимости в конкретном случае. Распашные и сдвижные створки могут быть оснащены калиткой для входа.

Конструкция со встроенной калиткой

Конструкция со встроенной калиткой

Но чаще всего она находится отдельно от них и изготавливается по тому же принципу, что и распашные ворота, только с одной створкой.

Конструкция с отдельной калиткой

Конструкция с отдельной калиткой

Выбор материала

Для изготовления каркаса створок может использоваться как деревянный брус, так и металлический профиль. Деревянные элементы сшиваются между собой саморезами при помощи металлических пластин, уголков и другой фурнитуры. Получается прочная конструкция. Но, тем не менее, деревянный каркас применяется реже, чем металлический, так как он со временем разбалтывается и дерево является менее долговечным материалом, чем металл. Поэтому для изготовления каркаса используют прямоугольный металлический профиль. Толщина стенки профиля может быть не менее 1,5 мм. А сечение бывает от 15 до 300 мм. Обычно для воротного каркаса применяют металлический профиль 40Х20 с толщиной стенки 2 мм. Это оптимальный вариант в соотношении цена/качество.

Различные виды прямоугольного металлического профиля

Различные виды прямоугольного металлического профиля

При этом стойки, на которых крепятся петлями створки, могут изготавливаться из аналогичного металлического профиля большей толщины, либо из кирпича, бетона, дерева.

Опорные стойки из металлического профиля

Опорные стойки из металлического профиля

Кирпичные опорные стойки

Кирпичные опорные стойки

Профилированный металлический лист – это тонкослойный материал, которому для повышения жесткости придают форму гофры. Эти продольные ребра жесткости могут иметь различную форму. В зависимости от этого различают несколько видов гофрированных металлических листов. Но для ворот используются, в основном, лишь некоторые из них. Стандартными считаются листы размером 2 на 1,1 метра. Прибавка в 10 см по ширине позволяет устанавливать листы внахлест. Таким образом, в конструкции их чистая ширина составляет один метр, что очень удобно для расчетов.

Различные виды гофрированных металлических листов

Различные виды гофрированных металлических листов

Что же касается цвета и текстуры материала для обшивки каркаса, то профилированный лист обладает большим разнообразием. Существует множество различных цветовых решений, как в матовом варианте, так и в глянцевом. В том числе и необычных, имитирующих природный камень, кирпичную кладку или дерево.

Разновидности расцветок профилированного металлического листа

Разновидности расцветок профилированного металлического листа

Структура покрытия металлических листов является многослойной, что обеспечивает надежную защиту металлу от атмосферных и механических воздействий. В зависимости от типа и цены профлиста количество слоев может отличаться. Но в основном оно состоит из:

  • Декоративного полимерного слоя (снаружи);
  • Слоя грунтовки;
  • Специального антикоррозийного покрытия;
  • Оцинкованного слоя.
Структура покрытия профлиста

Структура покрытия профлиста

Самый дешевый вариант профнастила – это оцинкованный. Он не содержит слоя грунтовки и полимерного покрытия.

Оцинкованный профнастил

Оцинкованный профнастил

Распашная конструкция

Распашные двустворчатые ворота – это наиболее простая и универсальная форма. В ее основу входят две створки, обычно одинаковые. Каркас этих створок сваривается (скрепляется болтами, склепывается) из стальных профилей квадратного или прямоугольного сечения. Периметр делается из более толстых профилей, а внутренняя часть рамки из более тонких. Они исполняют роль ребер жесткости. Таким образом, подобный каркас получает необходимую жесткость. Далее к створкам и опорным столбам привариваются петли. Затем створки вешаются на опорные столбы и обшиваются профнастилом.

 

Общая схема распашных двустворчатых ворот

Общая схема распашных двустворчатых ворот

Аналогичным образом делается калитка, за исключением того, что она, как правило, имеет только одну створку.

Общая схема распашных двустворчатых ворот и калитки

Общая схема распашных двустворчатых ворот и калитки

При желании и наличие достаточных средств воротная конструкция и калитка могут быть украшены элементами ковки. Это придаст уникальный и привлекательный внешний вид.

Ворота и калитка с коваными элементами

Ворота и калитка с коваными элементами

Самостоятельное изготовление

Сооружение ворот начинается с фундаментных работ. Обычно они делаются одновременно с забором, поэтому, как правило, закладывается основа под всю конструкцию ограждения участка с подвижными и неподвижными элементами. На этом этапе фиксируются опоры под забор и воротную конструкцию. При этом следует учитывать, что расстояние между опорами забора составляет 2,5-3 метра. А для воротной конструкции оно составляет не менее 4 метров для легковых автомобилей и не менее 6 метров для грузовых автомобилей. Для этого под каждую опору выкапываются ямы диаметром 20-30 см и глубиной около одного метра глубиной. В них засыпается щебенка и песок около 15-20 см, либо только песок. Далее эта подушка утрамбовывается, и вставляются опоры. Важно выставить опоры по уровню и зафиксировать их в таком положении. Не менее важно чтобы опоры были на одной линии. Для этого можно воспользоваться тонкой веревкой, натянув ее вдоль всех опор. Затем заливается бетон.

Общая схема установки опор

Общая схема установки опор

Оптимальным соотношением для бетонной смеси является одна часть цемента марки М400 или М500 на четыре части мелкофракционного щебня (фракция – 10-20 мм) и две части речного или карьерного песка. Для облегчения бетонных работ, при больших объемах целесообразно использовать автоматическую бетономешалку. Это существенно ускорит процесс и облегчит работу.

Бетонирование опор

Бетонирование опор

Другим способом бетонирования основания является заливка ленточного фундамента. Этот процесс более трудоемкий и дорогостоящий, но при этом основание будет более прочным. Для этого выкапывается траншея, а на земле ставится опалубка.

Опалубка и армирование ленточного фундамента под опоры

Опалубка и армирование ленточного фундамента под опоры

После этого конструкция армируется и заливается бетонной смесью. Как правило, такая бетонная конструкция выше уровня земли на 20-50 см. Это позволяет сделать забор выше при одинаковой длине профнастила и предотвращает попадание на его нижнюю часть грязи и влаги, что способствует более длительному сроку службы. В любом случае заливаются ли опоры по отдельности или делается ленточный фундамент, перед тем как перейти к следующему этапу нужно выждать время, прежде чем бетон наберет прочность. В зависимости от объема бетона это время составляет от трех дней до недели. При этом следует периодически увлажнять бетонную поверхность во избежание образования трещин и других дефектов.

Ленточный фундамент для опор

Ленточный фундамент для опор

Далее замеряется расстояние между опорами, делается припуск в 1-2 см между опорой и створкой и между створками. По этим размерам свариваются рамы створок. К примеру, если расстояние между опорами 4 метра, то каждая из створок будет иметь ширину 196-198 см. По высоте рама также делается чуть меньше самого листа. Если профнастил имеет длину 2 метра, то рама будет высотой 160-190 см. Далее делаются горизонтальные перемычки и углы из квадратного профиля для усиления рамы. По периметру рамы используются в основном металлический профиль 20Х40 мм с толщиной стенки 1,5-2 мм. А вот для перемычек и усиления углов конструкции могут применяться профили 20Х40 и 20Х20 мм. В результате получается прочный каркас.

Сваривание створок

Сваривание створок

Затем навариваются петли. Одна ее часть на раму, другая на опоры. Важно правильно их приварить, иначе будут проблемы при открывании/закрывании. Точно также изготавливается каркас калитки.

Правильно приваренные петли

Правильно приваренные петли

Другим способом сваривания створок является постепенный сбор конструкции прямо на опорах. Для этого берется поперечный профиль длиной равной расстоянию между опорами. Он слегка приваривается прямо к опорам по высоте верхней перекладины створок. Аналогично приваривается нижняя перекладина. К ним привариваются вертикальные части рамы, ребра жесткости и усиления углов. Следующим действием является установка петель. При таком варианте их приваривание не составляет особого труда, так как они не разбираются, а цельная петля приваривается к опоре и рамке. Далее створки распиливаются посередине и отрезаются от опор болгаркой. Таким образом, получаем две одинаковых створки на одном уровне, которые уже установлены на опоры.

Установленные рамы на опорах

Установленные рамы на опорах

Аналогичным образом устанавливается калитка.

Далее навариваются дополнительные приспособления – запоры, щеколды, устанавливается замок. Простейшим вариантом нижних запоров является согнутая металлическая арматура. Для этого делаются вертикальные отверстия диаметра большего толщины арматуры в нижней перекладине рамок створок, а в землю вбиваются круглые трубы. Диаметр отверстий труб должен быть тоже больше толщины арматуры.

Самодельные нижние запоры

Самодельные нижние запоры

После того, как все сварочные работы окончены, необходимо зачистить все сварочные швы и покрыть весь каркас грунтовкой и краской. Оптимально покрыть двумя слоями грунтовки по металлу и двумя слоями эмали. Можно покрыть только грунтовкой, но количество слоев нужно увеличить как минимум до трех.

Окраска каркаса в тон профнастила

Окраска каркаса в тон профнастила

Отзывы клиентов
Рулонные ворота: отзывы: Плюсы и минусы рулонных ворот

Большинство пользователей выделяет много замечательных плюсов в работе. Марина: Такие ворота решила заказать для сада. Могу сказать, что ни разу...
Автоматические секционные ворота. Отзывы. Что скажут потребители?

 Денис,33: Когда мне ставили автоматические секционные ворота, отзывы и комментарии соседей были разные, Потом поигрались пультом – это великолепно...