Какому виду щеколды для калитки отдать предпочтение?

Забор вокруг приусадебного участка или частного дома устанавливает практически каждый. Обязательно предусматривается калитка, через которую на территорию будут заходить люди. Она может иметь различный дизайн и размер, а специальный запор для калитки позволит предотвратить ее случайное открытие от порыва ветра, а также станет преградой на пути непрошенных гостей. Его форма и принцип работы могут сильно отличаться. Чтобы выбрать подходящий вариант и сделать задвижную систему своими руками, следует ознакомиться с возможными.

Виды запоров

Виды запоров

Так ли уж нужен запор?

Задвижной механизм можно смело назвать нужной и практичной вещью. Она не создает проблем в процессе использования и обладает достаточным уровнем надежности. Снаружи открыть калитку, закрытую на засов, практически невозможно, в том числе с использование специальных приспособлений. Выбить запор также очень сложно. Сила приложенного удара равномерно распределиться по всей поверхности дверного полотна. Единственно возможный вариант для злоумышленника – болгарка. Воспользоваться им можно только при наличии достаточного зазора между калиткой и опорами.

Вариант исполнения

Вариант исполнения

Закрыть задвижной механизм можно только изнутри, а потому тот факт, что он находится в закрытом положении, свидетельствует о нахождении хозяев дома. Если же возникнет необходимость быстро открыть калитку, сделать этого можно за доли секунды.

Варианты конструктивного исполнения

Защелка, установленная на калитку, в конструктивном исполнении может быть самой разнообразной. В зависимости от особенностей калитки, материала, используемого для изготовления полотна и личных предпочтений, выбрать можно наиболее подходящий вариант.

Вертушка

Самый простой в исполнении вариант, не создающий проблем в процессе эксплуатации. Может изготавливаться из различных материалов, например, из того же, что и дверное полотно. И деревянная задвижка, и металлическая смогут предотвратить случайное открытие калитки.

Чтобы сделать деревянную вертушку для своей калитки, следует взять брусок размером, имеющий толщину 5 см и ширину 10 см. Длина рабочей части задвижного должна быть равна ширине полотна. Это оптимальный вариант, но длину в зависимости от личных предпочтений можно либо увеличить, либо уменьшить.

Изготавливается запор подобного типа следующим образом:

  • Маркером отмечается середина бруска;
  • В обозначенное место вкручивается болт либо вбивается гвоздь;
  • Подготовленный запор устанавливается на место, которое должно находиться на расстоянии 90 см от поверхности земли. Гвоздь вбивается, а на болт с наружной стороны прикручивается гайка.

Для проверки работоспособности задвижного механизма достаточно закрыть калитку и повернуть запор относительно своей оси до горизонтального положения. Что открыть дверь, достаточно вернуть его в вертикальное положение.

Вертушка

Вертушка

Стоит отметить, что с помощью «вертушки» можно обеспечить надежную фиксацию калитки в закрытом положении. Изготовить ее своими руками при желании сможет каждый. Однако для открытия и закрытия запора надо приложить определенные усилия. Исправить ситуацию можно, если надеть на болт со стороны рабочего элемента пару витков пружины. Она будет выступать в качестве компенсатора, реагирующего на прикладываемое усилие. Пружину выбирают большего диаметра, чем поперечный размер установленного болта.

Щеколда

Наиболее распространенный вид задвижек. Такие задвижные механизмы могут устанавливаться на калитках любого размера и формы. Их крепят либо к полотну, либо к опоре. Все зависит от конструктивных особенностей самой калитки.

Щеколда

Щеколда

Для изготовления щеколды своими руками потребуется:

  • Отрезок дюймовой трубы;
  • Металлические пластины;
  • Скобы;
  • Прут.

Внимание! Диаметр прутка должен быть меньше диаметра трубы и расстояния между сторонами скоб. Длина прута должна быть достаточной, чтобы удержать калитку в закрытом положении.

Монтажные работы начинаются со сварки. Для этого отрезок трубы приваривают к одной пластине, а скобы к другой. В пластинах сверлят четыре крепежных отверстия, если задвижной механизм будет крепиться с помощью болтов. Вместо болтов можно использовать сварку. Пластину с трубой крепят к опорному столбу, а пластину со скобами – к полотну калитки.

Отрезанный в размер пруток сгибают с одной стороны. В готовом виде он должен напоминать букву «Г». Такая форма не позволит прутку выскочит из направляющей. Меньшая сторона используется как ручка. Прут следует установить в подготовленные направляющие со стороны скобы.

Чтобы проверить работоспособность щеколды, необходимо закрыть дверь и задвинуть пруток в приваренную трубу. В зимний период система нуждается в периодической смазке для обеспечения свободного движения стержня. Для этого можно воспользоваться машинным маслом.

Крючок

Еще один распространенный вариант, не требующий особых навыков для установки. Чтобы установить своими руками достаточно подготовить скобы и метизы подходящего размера, которые можно легко найти в любом строительном магазине. Также потребуется проволока диаметром 4 – 5 мм. Толще приобретать не стоит, так как такой пруток будет крайне сложно согнуть вручную. Потребуется специальное приспособление, которое зачастую сложно изготовить своими руками.

Прежде чем приступить к монтажным работам, следует надеть перчатки, чтобы не ожечься при подогреве прута. Для придания проволоки требуемой формы, ее конец следует зажать плоскогубцами. Место, где будет проходить изгиб, размещают над источником огня и ждут, пока прут не покраснеет. Раскаленный край зажимают вторыми плоскогубцами и начинают гнуть, чтобы придать прутку характерную форму крючка. Затем пруток помещают в воду.

После этого над источником огня размещают второй край прутка и действия повторяют. В этом случае необходимо сформировать кольцо, которое должно находиться с крючком в одной плоскости.

Далее скобу, в которую будет вставлять крючок, приваривают к опорному столбу. Сам крючок крепят к полотну калитки, закрепив его путем размещения скобы внутри сформированного кольца. Чтобы установленный крючок не коррозировал, его следует обработать специальным составом.

Крючок

Крючок

Механический запор

Еще один вариант задвижек, который многие изготавливают своими руками. Для этого надо подготовить:

  • Металлическую пластину;
  • Прут, способный удержать калитку в закрытом состоянии;
  • Металлическую пружину;
  • Крепеж.

Его изготовления начинается со сборки каркаса. Берется металлическая пластина, к которой привариваются два держателя, имеющие форму скобы, и такое же количество упоров. Расстояние между боковыми сторонами скоб делают больше диаметра прута. Их надо расположить на определенном расстоянии друг относительно друга. Держатель, который предположительно будет располагать ближе к створке, делаю шире второго.

В качестве ручки к пруту приваривают небольшой отрезок стержня. К пруту также следует приварить специальный фиксатор для пружины. Пружину надевают на подготовленный стержень и размещают внутри каркаса. Изготовленную конструкцию прикручивают или приваривают к калитке. В опоре надо сделать отверстие для стержня или приварить небольшой отрезок трубы, диаметр которой немного больше диаметра прутка.

Винтовой запор

Такой задвижной механизм можно выбрать как альтернативу замку. Конструктивное исполнение механизма сравнительно простое, а потому сделать его самостоятельно при желании не составит особого труда. Винтовой запор включает стержень, на поверхности которого нарезана резьба, и ключевую основу. В основе предусматривается выемка и шпиль небольшого размера. В движение система приводится при помощи ключа особой формы.

Самостоятельно сделать такой задвижной механизм при большом желании можно, но при монтаже могут возникнуть некоторые сложности. Ширина калиточного проема обычного 1 м, а потому может просто не хватить места, чтобы разместить выемку с резьбой, которая будет использоваться для вкручивания стержня. Однако такой задвижной механизм обладает высокими прочностными характеристиками и может стать надежной преградой для злоумышленников.

Пазовый запор

Такой задвижной механизм способен обеспечить высокий уровень защиты от взлома. Работает он следующим образом: ключ, вставляемый в щель замка, заставляет двигаться поворотный шестерной механизм, с помощью которого открывается и закрывается дверь. Фиксаторы такой системы – задвижки с пружинами. Благодаря наличию последних, задвижной механизм двигается без особых усилий.

Таким образом, конструктивное исполнение запора может быть самым разнообразным. Планируя изготовить задвижной механизм своими руками, можно выбрать один из них. Для изготовления запора могут использоваться подручные материалы: остатки бруса, проволока, прокат. В ряде случаев может потребоваться сварочное оборудование. Если такового нет в наличии или сделать качественный шов получается крайне редко, можно сделать задвижной механизм другого типа, сборка и крепление которого осуществляется исключительно при помощи метизов.

Отзывы клиентов
Рулонные ворота: отзывы: Плюсы и минусы рулонных ворот

Большинство пользователей выделяет много замечательных плюсов в работе. Марина: Такие ворота решила заказать для сада. Могу сказать, что ни разу...
Автоматические секционные ворота. Отзывы. Что скажут потребители?

 Денис,33: Когда мне ставили автоматические секционные ворота, отзывы и комментарии соседей были разные, Потом поигрались пультом – это великолепно...